Озорные лоскутки - сайт о Kroykirе и лоскутному шитью

Цветовая композиция

Основа работы при создании художественного лоскутного изделия - гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани.

Познакомьтесь с основами цветове-дения и правилами подбора гармоничных сочетаний цветов и их оттенков.

Все цвета делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические - остальные цвета цветового спектра.

Для удобства работы цвета расположим в цветовом круге (рис.1).

(рис.1). Шестичленный цветовой круг (с - сектор цветового круга, а -треугольник основных цветов, б -треугольник производных цветов)

Основные цвета - красный, желтый, синий. В цветовом круге они соединены треугольником основных цветов.

От смешения основных цветов образуются производные:
красный + желтый = оранжевый
красный + синий= фиолетовый
желтый + синий = зеленый

Производные цвета объединены треугольником производных цветов.

По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, естественно переходящих от одного к другому.

Группа коричневых цветов получается при смешении всех цветов цветового круга. Эти цвета не подчиняются строгим законам шестичленного цветового круга, поэтому не будем включать их в круг, а поговорим о них отдельно.

Расстояние по дуге окружности цветового круга между соседними вершинами треугольников основных и производных цветов называют сектором цветового круга.

У любого цвета или его оттенка три характерных признака, отличающих его от других цветов и оттенков:

  • Тон цвета - принадлежность его к определенному основному или производному цвету. Например, с первого взгляда мы определяем: это - синий цвет, а это - красный. Для сложных оттенков обычно указывают принадлежность к определенному сектору цветового круга: это - синезеленый, а это - оранжево-красный.
  • Насыщенность цвета - проще говоря, сколько белой или черной краски добавлено к определенному по тону цвету. По этому признаку различаются, например, светлосиреневый и темнофиолетовый цвета. «Разводить» или, наоборот, «сгущать» можно любой оттенок цветового круга: для этого при окраске ткани изменяют концентрацию раствора красителя.
  • Яркость (светлота) цвета - самая сложная и относительная характеристика. По яркости цвета цветового круга делятся на две группы: более яркие (красный, оранжевый, желтый) - их называют активными или теплыми; менее яркие (зеленый, синий, фиолетовый) - их называют пассивными или холодными. Яркость цвета убывает по дуге цветового круга от оранжевого (самого теплого) до синего (самого холодного).

Для художника, создающего лоскутные изделия,чрезвычайно важно уметь сочетать цвета тканей в одном произведении. Гармоничность цветовых сочетаний зависит от расположения цветов в цветовом круге.

Различают два основных типа гармоний по цветам: родственные и контрастные.

Родственные цвета - это все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга.

Гармонии родственных цветов делятся на три группы.

  • Одноцветная гармония - сочетание оттенков цвета в пределах одного сектора цветового круга, различающихся по насыщенности (светлее-темнее).
  • Смежная гармония - сочетание цветов, располагающихся в двух соседних секторах цветового круга, достаточно близко к границе между ними.
  • Тональная гармония - сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно-голубым). В лоскутной технике эффекта тональной гармонии достигают сочетанием однотонного цветного лоскута и лоскута, у которого по фону того же оттенка нанесен цветной набивной рисунок.

Контрастные цвета - это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга.

Различают две группы гармоний контрастных цветов.

  • Парная, или дополнительная гармония - сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга. Вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания пар различных оттенков, на которые укажут концы диаметра. Можно немного «смягчить» жесткую контрастность сочетания, взяв один оттенок точно с конца диаметра, а другой - на небольшом удалении по дуге от другого конца диаметра. Например, гармонируют цвета синий с краснооранжевым или желтооранжевым.
  • Гармония триады - сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также производные цвета. Поворачивая равносторонний треугольник вокруг центра цветового круга, подбирают подходящие сочетания для любого из его оттенков. «Смягчать» контрастность сочетания по принципу «триады» нужно очень осторожно: возможность ошибки слишком велика.

Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг, гармонично сочетаются с любым хроматическим цветом, а также между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком. Это обязательно нужно учитывать, подбирая оттенок ахроматического цвета в зависимости от его яркости (теплый черный к красному или оранжевому, а холодный белый - к синему или фиолетовому и т.п.).

Так же лучше работать и с коричневыми оттенками, сочетая теплые «земляные» оттенки с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» - с холодными оттенками.

При создании сложной лоскутной мозаики часто используют множество различных оттенков лоскутов. В этом случае применять правила сочетания цветов напрямую нельзя, но можно попробовать работать в так называемой цветовой гамме.

Цветовая гамма - это объединение бесконечных переходов и оттенков однородных по тону цветов.

В цветовые гаммы входят оттенки нескольких соседних секторов цветового круга. Например, в синефиолето-вую гамму могут входить цвета от зе-леноватосиних до краснофиолето-вых. Основное условие - плавный, без больших скачков и разрывов, переход от одного тона к другому по цветовому кругу, через несколько промежуточных цветов и оттенков.

Работа в цветовой гамме сложна, она требует от художника большого вкуса и интуиции при подборе цветов, но часто дает прекрасные результаты. Разработана теория соединения цветов в цветовые гаммы - теория «времен года». Ознакомиться с ней можно в специальной литературе.

Восприятие цвета и цветовых сочетаний - очень индивидуальное свойство человека и зависит от его национальности, пола, возраста, физиологического состояния и т.п. Подбирая лоскуты для изделия, художник должен прежде всего опираться на свою интуицию, чтобы отразить в произведении собственное видение мира и свое настроение в данный момент.

Источник: Источник: Источник: Источник: «Лоскутное шитье» Ирина Муханова


При полном или частичном копировании материалов сайта, гиперссылка на www.kroykir.ru обязательна.